Танки во время штурма Грозного в 1994 году

Война в Чечне

Танки в Грозном

Одними из самых известных и драматичных страниц в истории применения бронетанковой техники в новейшей истории России являются боевые действия в Грозном в 1994-1996 годах. Особенностью этих жестоких штурмовых боев является широкое использование в городских условиях федеральными войсками против незаконных вооруженных формирований, хорошо оснащенных противотанковыми средствами, российских боевых танков Т-72Б1, Т-72Б (М), Т-80Б, Т-80БВ, а также БМП и БТР всех видов.

Предприняв в новогоднюю ночь с 1994 на 1995 год штурм Грозного, и войдя в город несколькими механизированными колоннами, российские войска столкнулись с хорошо подготовленной противотанковой обороной, организованной незаконными вооруженными формированиями. Неудачный план командования по штурму города, составленный практически наобум, а также полное отсутствие у личного состава опыта в использовании бронетанковой техники в условиях узких городских улиц, явились причинами огромных потерь в бронетанковой технике в первые дни штурма города.

Тактикой использования танков, которая применялась во время штурма, было сопровождение на улицах города и прикрытие броней мотострелковых соединений, которые пытались с ходу пробиться к ведущим бой в полном окружении у железнодорожного вокзала Грозного подразделениям 131 отдельной мотострелковой бригады и присоединившимся к ним подразделениям 81 мотострелкового полка. Подразделения федеральных сил, которые заняли круговую оборону в переулках и дворах Грозного, использовали уцелевшие танки в качестве стационарных огневых точек до того момента, как произойдет полное израсходование боезапаса танка, или же до повреждения танка огнем боевиков.

Уцелевшие танки Т-72А, входившие в состав 131 отдельной мотострелковой бригады, действовали на ограниченном пространстве привокзальной площади, и как правило отстреливались до последнего. После каждого же выстрела из танкового орудия, по нему открывался огонь из противотанковых гранатометов РПГ с разных направлений. Таким образом был подбит танк Т-72А с номером 533 — в его моторно-трансмиссионное отделение ударило сразу 4 или 5 гранат из противотанкового гранатомета. Подбитая машина вспыхнула и взорвалась. К счастью, до этого момента экипаж успел из нее эвакуироваться.

В танк Т-72А, с номером 537 попало 6 или 7 гранат из противотанкового гранатомета РПГ. От этого у танка сразу сдетонировал боекомплект, экипаж боевой машины погиб. В другой танк Т-72А с номером 531 было 6 попаданий. После четвертого попадания из РПГ башня танка накренилась. Последним с расстояния в 100 метров в башню со стороны места командира танка попал бронебойно-подкалиберный снаряд. От этого удара сорвало люки в башне, наводчик-оператор получил тяжелую контузию. От осколков, разлетевшихся по башне после попадания в броню снаряда, его спасла казенная часть орудия. После попадания снаряда в башне начался пожар, механик-водитель и наводчик-оператор смогли покинуть подбитую машину, которая через 20 минут взорвалась.

Оной из основных причин таких высоких потерь было отсутствие в танках блоков контактной динамической защиты (КДЗ). Это вело к практически гарантированному поражению и выходу из строя машины и экипажа после попадания нескольких гранат из противотанковых гранатометов РПГ с близких дистанций.

Огневую поддержку бойцам 255 гвардейского мотострелкового полка из группы «Северо-Восток» в боях за больничный комплекс обеспечивал танковый батальон из семи танков Т-72А и Т-72Б1. Танкисты, ведя бой в полном окружении, одними из первых стали применять ведение огня из танка «с наскока», когда 2 танка, поочередно выкатываясь из-за угла здания, производили 3-4 выстрела по противнику и задним ходом уходили обратно.

Попытка захвата со стороны больничного комплекса плацдарма на восточном берегу реки Сунжа, привела к потере 3 января от артиллерийско-гранатометного огня боевиков двух боевых танков Т-72Б(М) из состава вошедшей в город 74 гвардейской отдельной мотострелковой бригады. После того, как пехота сопровождения была отсечена от танков, последние были мгновенно уничтожены у моста, пополнив счет безвозвратных потерь бронетанковых единиц во время штурма Грозного. Прикрывая огнем отход экипажей из подбитых машин, раненый танкист рядовой А. Рябоконь погиб у своей боевой машины. В последствии он был посмертно награжден «Орденом Мужества».

Опубликовано 24-02-2012, 08:10 Просмотров 136

поделись с друзьями
Комментарий:
Введите код: *