Тактика танков во время боев за Грозный

Война в Чечне

Танки в Грозном

С постепенным продвижением федеральных сил, и с расширением зоны жилы кварталов, которые контролировали российские войска, начала меняться тактика действия танков в сражениях против незаконных вооруженных формирований. Во многом это также обусловлено тем фактом, что с ростом преимущества федеральные войска начали переходить от оборонительных действий к наступательным.

Но в это же время, вследствие ранее понесенных тяжелых потерь, в войсках наметился дефицит бронетанковой техники. Из-за этого стали активно создаваться смешанные бронегруппы, в состав которых входили два боевых танка, и ЗСУ-23-4 «Шилка» или БМП-2 в качестве машины сопровождения. Каждая боевая группа закреплялась за конкретным мотострелковым подразделением, участвующем в штурме Грозного, и должна была обеспечить постоянное прикрытие автоматчиков мощным огнем. В дальнейших боях чеченской войны такие группы применялись уже крайне редко, во многом из-за разной защищенности этих машин, а также различной маневренности.

При поддержке мотострелковых групп выделилось две основные тактики действий. При применении первой тактики один танк непрерывно работал по целям в интересах поддерживаемого подразделения. Второй танк в это время осуществлял непрерывное наблюдение за полем боя и должен был отразить в любой момент готовящуюся атаку на первый основной танк. Машины поддержки — ЗСУ-23-4 и БМП-2 укрываясь за танками из-за своего слабого бронирования, вели постоянный огонь по верхним этажам высотных зданий.

Время воздействия по противнику обычно напрямую зависело от скорости пополнения бронегруппы боеприпасами в тылу. Так в среднем, пара танков за день могу сделать от двух до четырех выходов на объект штурма. При этом при движении к объекту обычно движение производилось на малых оборотах двигателя в целях звуковой маскировки, а вот при отходе с позиции наоборот из танка выжимали все, на что он был способен.

Из-за того, что штурмовые подразделения федеральных сил обычно контролировали только отдельные разрозненные здания и кварталы, делал каждый выход танковой группы очень рискованным мероприятием, потому как на этапе выдвижения к цели или же при возвращении для пополнения боеприпасами, танки могли попасть в засаду, организованную незаконными вооруженными формированиями. Негативно сказывалось и отсутствие подробных карт районов и улиц Грозного, из-за чего экипажи танков были крайне ограничены в маневре при выходе на боевую позицию или отходе в нее. При этом, экипажи регулярно старались менять маршруты движения.

Такая ситуация возникла при боях за площадь Ленина 10 января 1995 года. Перед танком Т-72Б1 (борт №430) была поставлена задача блокировать перекресток улиц Первомайской и Наурской. При выходе на огневую позицию он был обстрелян из засады. Один из выстрелов из гранатомета РПГ пришелся в борт. Отсутствие сорванного фальшборта привело к пробитию брони в районе топливных баков и боеукладки. Мгновенная детонация боекомплекта привела к гибели экипажа и разрушению боевой машины.

Вторая тактика, которую применяли танки во время боев за Грозный, называется «карусель» или «вертушка». Ее суть состояла в непрерывном обстреле цели. Несколько пар танков осуществляли непрерывный огонь по выявленной цели, производя пересменку для отхода в тыл на пополнение боеприпасами.

В частности, такая тактика применялась при танковой поддержке 876 десантной штурмовой бригады, которые штурмовали Совет Министров Чеченской Республики, танки Т-72Б (М) из бронегруппы 74 гвардейской отдельной мотострелковой бригады вели постоянный огонь на подавление огневых точек и блокировали здание, отсекая подход подкреплений по мосту через реку Сунжа. Занятая позиция также давала возможность вести огонь из танковых орудий по гостинице «Кавказ» и президентскому дворцу. Во время ведения боя каждая из боевых машин получила по несколько попаданий из гранатомета РПГ, а один танк сгорел. Отстреляв весь боекомплект, оба уцелевших танка и экипаж подбитого, передали позицию двум танкам Т-72Б1 из состава танкового батальона 276 мотострелкового полка и отошли в тыл.

Постоянная необходимость штурмовых групп в танковой поддержке вела к очень интенсивному использованию танковых групп. По воспоминаниям одного из участников тех событий, за время боев у трамвайного парка, танкистам пришлось шесть суток жить в своих машинах. Пехота осуществляла заправку танков и загрузку боеприпасов, снабжала экипажи продуктами, после чего боевыем ашины снова выходили на уничтожение вражеских огневых точек.

Во время боев в Грозном в качестве дополнительной защиты от зарядов РПГ и крупнокалиберных пулеметов, экипажи боевых машин стали навешивать на броню пустые снарядные ящики, сетки, дополнительный ЗИП.

Опубликовано 11-03-2012, 08:01 Просмотров 136

поделись с друзьями
Комментарий:
Введите код: *