Гибель командования отряда "Русь" 25 февраля 1995 года

Война в Чечне

Спецназ Русь
В течение двух месяцев — с января по февраль 1995 года федеральные войска в непрекращающихся боях практически полностью очистили Грозный от дудаевских бандитских групп. 25 февраля отряд «Русь» совместно с первым полком Отдельной дивизии оперативного назначения а также ОМОНом Кемерово, был передислоцирован на южную окраину города. Операции предстояло проводить в пригороде Грозного — небольшой населенном пункте Алды, который практически вплотную примыкал к столице Чечни.

Работа, которая предстояла в Алдах, была рутинной. Предстояло провести проверку паспортного режима, изъять незаконно хранящееся у населения оружие, произвести задержание бандитов и ликвидацию замеченных бандгрупп. Все это можно назвать одним единственным словом — зачистка.

Рано утром оперативные группы, которые находились под командованием командира отряда «Русь» полковника Зайцева, вышли к окраине Грозного. Перед ними находились Алды, городок со сплошь одноэтажными домами. Развернув командный пункт, командир группы начал тщательно разбирать план дальнейших действий, внося уточнения и обговаривая степень взаимодействия между отдельными подразделениями.

В то роковое утро весь город накрыл плотный белесый туман. Стоит отметить, что такого рода туманы — довольно частое явление в Чечне в зимнее время года. Вот и тогда в нескольких метрах перед собой уже практически ничего не было видно. Стоило немного подождать хотя бы для того, чтобы туман хотя бы немного развеялся. То, что произошло дальше, предвидеть было нельзя.

В некотором удалении от командного пункта отряда послышался гул работающего двигателя, а потом в пелене тумана стал заметен силуэт какой-то боевой машины. Она остановилась в паре десятков метров от отряда. И даже не смотря на то, что из тумана слышалась русская речь, командир отряда приказал выяснить, что за машина появилась из тумана — по плану операций, никакой боевой техники в этом районе быть не должно. Но сделать это разведчики не успели.

В следующий момент от боевой машины взмылась в небо огненная стрела, таща за собой хвост. Пролетев над головами бойцов, стрела скрылась в тумане, а огненный хвост рухнул прямо на скопление бойцов спецназа, находившихся в тот момент на командном пункте. Затем раздался взрыв огромной силы. Последствия этого оказались катастрофическими для отряда спецназа «Русь» - погибли 28 человек. Но самое главное — погибло практически все командование отряда. Командир отряда полковник Павел Зайцев погиб, заместитель начальника штаба майор Владимир Батрукеев получил смертельное ранение, на госпитальных койках от тяжелых ранений и ожогов скончались начальник связи отряда старший лейтенант Виктор Клочков, снайпер рядовой Алексей Пантелеев, заместитель командира взвода связи старший сержант Владимир Фролов.

Как выяснилось потом, данная огненная стрела была хорошо известной машиной разминирования. Ее принцип действия заключался в следующем — с помощью ракетного заряда далеко вперед забрасывался шнур с зарядом, как правило пластидом,, который в дальнейшем подрывался от соприкосновения с миной. От взрыва подрывались и установленные в земле мины. По проходу в минном поле, проделанному таким образом, в дальнейшем могут двигаться войска и боевая техника.

Произведя залп машина ушла в туман. Тогда никто не выяснил чья она, да и не пытался никто это делать — главным было эвакуировать раненых. Но уже позже, по завершению операции, было установлено, что машина была своей, и принадлежала инженерному отряду отдного из подразделений морской пехоты. Именно такие случаи еще больше добавляли неразберихи в первое время боев в Чечне, поскольку точно нельзя было определить, где свои а где враги.

Отряд в один момент оказался полностью обезглавленным. Но решительные действия уцелевших офицеров штаба Отдельной дивизии оперативного назначения, которые также находились в месте трагедии - полковника Виктора Ракитина, полковника Аркадия Обухова, подполковника Анатолия Голоскокова и начальника разведки отряда майора Сергея Юшкова, позволили в кратчайшие сроки организовать эвакуацию раненых и погибших, а что самое главное — не допустить хаоса и потери управления.

Такую трагедию сложно было представить, особенно учитывая, что до того момента в отряде вообще не было ни одного погибшего. В результате было принято решение, назначить временным исполняющим обязанности командира отряда отдного из самых опытных офицеров. В отряде, конечно же, восприняли данную новость без энтузиазма. Однако на общем собрании отряда было принято решение, просить командование на время, пока из Москвы не прибудет один из заместителей или же новый штатный командир, назначить руководителем отряда майора Сергея Юшкова, который пользовался у бойцов большим авторитетом. Данная просьба была удовлетворена. А 25 февраля стало навсегда Днем памяти погибших товарищей.

Опубликовано 25-03-2012, 16:09 Просмотров 136

поделись с друзьями
Комментарий:
Введите код: *