Отряд СОБР Башкирии в Чечне 1994-1996 года

Подразделения спецназа

СОБР Башкирии

Отряд специального отдела быстрого реагирования при МВД республики Башкортостан был организован в январе 1993 года. Первым руководителем нового подразделения был назначен оперативник с большим опытом работы, подполковник милиции Александр Васильевич Зырянов.

Первой серьезной операцией, в которой довелось принять участие отряду СОБР Башкирии было освобождение заложников в столичном микрорайоне Затон в 1994 году. Она была завершена успешно. Но вскоре разразился конфликт на Северном Кавказе. Именно туда сотрудникам молодого подразделения пришлось спешно отправляться в служебную командировку.

Сводный отряд из двадцати бойцов башкирского СОБРа прибыл 5 апреля 1995 года. Местом их дислокации был назначен Гудермес. И сразу же бойцы были привлечены к работе — они осуществляли сопровождение войсковых и продовольственных колонн, уничтожали боевиков в ближайших селениях, изымали оружие и боеприпасы, искали и уничтожали схроны, патрулировали местность.

Один из самых трагических эпизодов в истории башкирского СОБРа произошел 22 апреля. В тот день бойцы были направлены на доразведку горно-лесистой местности. Им также предстояло занять стратегически важные высоты в районе населенного пункта Аллерой. На это задание отправились шесть бойцов СОБРа и группа разведчиков 22-й бригады внутренних войск МВД. Бойцов прикрывали две бронемашины. От этого задания не ждали ничего плохого, поскольку еще накануне между командованием федеральными силами и старейшинами Аллероя было заключено мирное соглашение. Местные, кто в то время воевал за Дудаева, даже вроде как планировали сдать оружие.

Едва эта небольшая колонна вошла в лесной массив, как тут же

попала под перекрестный огонь боевиков, организовавших здесь засаду. Головной БТР и следовавшая за ним БМП были сражу же уничтожены — в них сходу попало по несколько гранат из гранатомета РПГ. В БМП к тому же от попадания гранаты сдетонировал боезапас. Появились первые потери. Неравный бой длился в течение получаса. Когда выстрелы стихли, и в округе стали слышны только треск горящей бронетехники и стоны раненых, боевики пошли добивать раненных спецназовцев. Собирая оставшееся снаряжение и оружие, они каждому офицеру стреляли по 2-3 раза в голову. Так погибли младший лейтенант Андрей Щекатуров, лейтенанты Роберт Ситдиков и Сергей Чурин, старший лейтенант Дмитрий Дементов, капитан Анатолий Соколов.

Последним был убит лейтенант Станислав Вереденко. В тяжелом состоянии, истекая кровью, он нашел в себе силы вытащить пистолет и выстрелить в одного из боевиков. Взбешенные таки поступком, дудаевцы забрали при отходе тело спецназовца с собой. Из-за этого семья и боевые товарищи два года надеялись, что Станислав жив, но находится в плену у боевиков. Только после заключения Хасавюртовского мирного соглашения представителям отряда СОБР Башкирии удалось встретиться с чеченцами, которые участвовали в том страшном бое, и узнать подробности о последних минутах жизни ребят.

Но и это на самом деле было не все. К месту боя была срочно выслана подмога в виде двух единиц бронетехники со спецназовцами и разведчиками на броне. Но эта маленькая колонна сама попала под обстрел. Едва поднявшись на высоту, бронетехника была подбита боевиками, а бойцов спецназа прижали к земле непрерывным огнем. Во избежания лишних потерь им пришлось тогда спешно отходить.

На следующий день, едва только встало солнце, группа бойцов снова выехала на место боя, где они снова попали в засаду. Тогда погибло еще пятнадцать человек, еще больше было ранено. Выжившим пришлось спешно окопаться на месте, а затем заминировав проходы отойти.

Вернувшись назад в Гудермес, остатки отряда обнаружили что и там идет бой — боевики во всю атаковали комендатуру. Бойцы снова в бой — отбили атаку дудаевцев, а затем выбили из города и рассеяли.

4 мая 1996 года во время постоянных нападений банд боевиков на блокпосты и заставы в Грозном, погиб водитель бронетранспортера лейтенант Андрей Симахин. Еще трое бойцов получили тяжелые ранения, много было контуженных. БТР, которым управлял Андрей, попал в засаду и подорвался на противотанковой мине, а затем был обстрелян из автоматического оружия. Боевики пытались захватить БТР, но тяжело раненый Симахин смог вывести серьезно поврежденную машину из-под обстрела.

Приказом министра внутренних дел Российской Федерации павшие смертью храбрых офицеры Роберт Ситдиков, Сергей Чурин, Станислав Вереденко, Дмитрий Дементов, Андрей Щекатуров, Анатолий Соколов и Андрей Симахин были навечно зачислены в списки личного состава МВД России.

Опубликовано 22-03-2012, 08:30 Просмотров 136

поделись с друзьями
Комментарий:
Введите код: *